КШЕНЕК (Крженек) Эрнст (род. 23 VIII 1900 в Вене) —
австр. композитор (чех по национальности), музыковед, педагог. Ученик Ф.
Шрекера (Вена, Берлин). В 1925—27 худож. консультант оперного театра в
Касселе. С 1928 по 1937 жил в Вене, в 1938 переселился в США, где с 1939
по 1947 был профессором в различных учебных заведениях; живет в
Лос-Анжелесе (с 1945 амер. подданный). Неоднократно выезжал в Европу для
проведения семинаров и чтения лекций по вопросам додекафонной музыки к
сторонникам которой он окончательно примкнул с 1938 (первые опыты после
1930), пройдя перед этим сложный путь от романтизма и импрессионизма,
через экспрессионизм, атонально-линеарную музыку, влияния джаза,
неоклассицизм. В последнее время экспериментировал в области электронной
музыки.
Соч.: 16 опер, в т. ч. «Прыжок через тень» (1924, в СССР
1927), сценич. кантата «Цитадель угнетения» (1925), «Джонни наигрывает»
(1927, в СССР 1928), «Жизнь Ореста» (1931), «Карл V» (1938), «Золотое
руно» (1964); 2 оперетты; 3 балета; Оратория для певческих голосов и
электронных звучаний (1956); 5 симфоний (1921, 1922, 1922, 1947, 1949),
Симфония для дух. и ударн. инструм. (1925), Маленькая симфония (1928),
увертюра «Марсово поле» (1937) и др. произв. для орк.; концерты для
разл. инструм. с орК;, в т. ч. 4 для фп.(1923, 1937, 1946, 1950), для 2
фп. (1951), 2 для скр. (1924, 1954), для влч. (1954) с орк.; произв. для
камерно-инструм. анс., в т. ч. 7 квартетов, Квинтет для дух. инструм., 2
стр. трио, Фантазия для фп. трио, сонаты для разл. инструм. и фп.,
Соната для органа; соч. для фп., в их числе 6 сонат, 5 сонатин, 2 сюиты,
3 цикла вариаций, Токката и чакона, 20 миниатюр и др.; вок. произв., в
т. ч. мотеты, хоры, несколько циклов песен; муз. к драм, спект. и др.;
кн. О новой музыке (1937), Этюды о контрапункте (1940), Густав Малер
(1941), статьи.
Нет комментариев. Ваш будет первым!