ГЛИНКА Михаил Иванович (род. 1 VI 1804 в с.
Новоспасском, Ельнинского уезда, Смоленской губ., ум. 15 II 1857 в
Берлине, погребен в Петербурге) — русск. композитор. Первоначальное муз.
образование получил дома; после переезда в Петербург (1817) занимался с
несколькими педагогами, в т. ч. Д. Фильдом и Ш. Майером. Спустя
несколько лет (зимой 1833/34) систематизировал музыкально-теоретические
познания под руководством 3. Дена (Берлин). В 1823 выезжал для лечения
на Кавказ. В 1830—34 жил за границей (Италия, Австрия, Германия). С
января 1837 до конца 1839 состоял капельмейстером придворной Певческой
капеллы. В 1838 ездил по делам капеллы на Украину. В июне 1844 выехал в
Париж, оттуда, после годичного пребывания, в Испанию, где провел 2 года
(1845—47), изучая испанский музыкальный фольклор. В 1847—51 жил в
Новоспасском, Смоленске, Варшаве, Петербурге. В мае 1852 вновь уехал на 2
года в Париж. В 1854— 56 жил в Петербурге. 26 IV 1856 уехал в Берлин.
Передовой художник с широким кругозором, Г. был знаком и встречался с А.
Пушкиным, Н. Гоголем, А. Грибоедовым, В. Жуковским, А. Дельвигом, И.
Айвазовским, А. Даргомыжским, М. Балакиревым, А. Серовым, В. Стасовым,
А. Мицкевичем, В. Гюго, Ф. Листом, Г. Берлиозом, Ф. Мендельсоном, Дж.
Мейербером, В. Беллини, Г. Доницетти и др. Со многими из них он
находился в дружеских отношениях.
Г. вошел в историю мировой
музыкальной культуры, как основоположник русской музыкальной классики.
День первого исполнения оперы «Иван Сусанин» (9 XII 1836) можно назвать
днем рождения русской классической музыки. Г. — родоначальник основных
жанров отечественной профессиональной музыки. «Глинка создал
национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку...,
русский национальный романс», — писал В. Стасов. Героическая
народно-патриотическая опера «Иван Сусанин» и эпическая
волшебно-фантастическая опера «Руслан и Людмила» наметили основные пути
развития русской оперы. Симфонические творения, насыщенные яркой
образностью, определили дальнейшее движение русской симфонической музыки
(говоря о русской симфонической школе, Чайковский отмечал, что вся она в
«Камаринской» Глинки, «как весь дуб в жёлуде»). Романсы стали
классическим примером воплощения поэтических образов в музыке. В
творчестве Г. нашли свое начало основные эстетические принципы, ставшие
впоследствии великими демократическими традициями русской музыки:
высокая идейность, оптимизм, народность (известны слова Г., сказанные А.
Серову: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем»),
реализм, национальная определенность музыки, ее демократичность,
мастерство. В силу всего этого творчество Г. оказало огромное влияние на
последующее развитие русской музыкальной культуры. Влияние это
сказалось и за пределами его родины, т. к. в лице Глинки русская музыка
впервые выдвинула законченного классического мастера мирового значения.
Как отметили Деланж и Малерб в «Энциклопедии Парижской консерватории»,
«Глинка совершил в музыке поразительную революцию; ее последствия
неисчислимы не только для музыкального искусства его страны, но и для
всего музыкального искусства».
Соч.: оперы «Иван Сусанин» (1836),
«Руслан и Людмила» (1842), муз. к трагедии Н. Кукольника «Князь
Холмский» (1840); Симфония на две русские темы (1834, заверш. В.
Шебалиным, изд. 1948), Вальс-фантазия (1839, окончат, орк. ред. 1856),
Арагонская хота (Испанская
увертюра № 1, 1845), Ночь в Мадриде
(Воспоминания о летней ночи в Мадриде, Испанская увертюра № 2, 1851),
Камаринская (фантазия на темы двух русских песен — свадебной и плясовой,
1848), и др. произв. для орк.; Септет (между 1822—26), Секстет (1832), 2
квартета (между 1822—26, 1830), Патетическое трио для фп.; кларн., фаг.
(1832), Соната для альта и фп. (между 1825—28); пьесы для фп.:
ноктюрны, циклы, вариации, мазурки, вальсы, польки и др.; ок. 80
романсов, вок. анс., хоры с орк. и фп. этюды и упражн. для голоса,
запись 17 исп. нар. песен, обр. и перелож.; кн.: Записки, Заметки об
инструментовке.
Нет комментариев. Ваш будет первым!