ДЗЕРЖИНСКИЙ Иван Иванович (род. 9 IV 1909 в Тамбове)
— сов. композитор, пианист, муз.-общественный деятель. В детстве
обучался игре на фп. в муз. школах Тамбова и Оренбурга. С 1925 по 1930
жил в Москве, где продолжал занятия музыкой в I Московском муз.
техникуме (1925—29 кл. фп. Б. Яворского) и в Муз. техникуме им. Гнесиных
(1929—30 кл. композиции М. Гнесина). В 1930 переехал на постоянное
жительство в Ленинград, где получил дальнейшее муз. образование,
первоначально в классе композиции Центрального муз. техникума (1930—32
кл. Г. Попова и П. Рязанова), затем в консерватории (1932—33 кл. П.
Рязанова, 1933—34 кл. Б. Асафьева). В те же годы (с 1930) работал в
качестве пианиста-концертмейстера. С 1934 всецело посвятил себя
творческой деятельности. В первые годы Великой Отечественной войны
находился в Чкалове (временное наименование Оренбурга), создав там
несколько крупных военно-патриотических произведений. В 1944 возвратился
в Ленинград. Наряду с творческой работой принимал активное участие в
общественной деятельности. С 1936 по 1948 член правления Ленинградского
Союза композиторов, в 1948 был избран членом правления СК СССР, дважды
избирался депутатом Ленинградского городского Совета депутатов
трудящихся. Член КПСС с 1942.
Преимущественная область творчества
Д. — опера; основная сфера образно-тематического содержания — советская
действительность. Непререкаемой творческой заслугой композитора было
создание оперы «Тихий Дон» по мотивам первой части одноименного романа
М. Шолохова (1932—34), в которой наметились существенные черты
реалистического стиля советского музыкально-драматического спектакля и
«повеяло свежестью народной лирики и реализмом народных характеров» (Б.
Асафьев). Опера «Тихий Дон», поставленная во многих странах мира,
положила начало целому направлению в советском оперном творчестве
(дальнейшие оперы самого Д., «В бурю» Т. Хренникова, «Мать» В.
Желобинского, «Броненосец „Потемкин"» О. Чишко, «Мятеж» Л.
Ходжа-Эйнатова и др.). Характерными особенностями оперы являются
современность сюжета, жизненная правдивость и искренность выражения
эмоций, демократичность песенного в основе своей муз. языка, широкое
использование песни как формообразующего начала, сценически благодарная
драматургия, основанная на принципе контрастности. Отдельные страницы
опер Д. в короткий срок становились популярными массовыми песнями
(напр., заключительный хор из «Тихого Дона», казачья песня из «Поднятой
целины»)». Художественные " заслуги Д. отмечены присвоением ему
почетного звания засл. деят. иск. РСФСР (1957), награждением орденами
Ленина (1939) и Трудового Красного Знамени (1969). В 1950 удостоен
звания лауреата Гос. премии СССР.
Соч.: оперы «Тихий Дон» (1935),
«Поднятая целина» (1937), «Волочаевские дни» (соч. 1939), «Кровь народа»
(1942), «Надежда Светлова» (1943), «Князь-озеро» (1947), «Гроза», по
пьесе А. Островского (соч. 1940—1955, концертное исп. 1957), «Далеко от
Москвы» (1954), «Судьба человека» (1961), «Григорий Мелехов», II часть
«Тихого Дона» (1967); муз. комедии «Зеленый цех» (1932), «В зимнюю
ночь», по повести А. Пушкина «Метель» (1946); оратория «Петербург —
Петроград — Ленинград» (1959), «Три оды: Петербургу, Петрограду,
Ленинграду» для гол. с орк. (первонач. вариант оратории, 1953); симф.
поэмы «Повесть о партизане» (1934), «Ермак» (1949); 3 концерта для фп. с
орк. (1932, 1934, 1945); соч. для фп., в т. ч. «Весенняя сюита» (1931),
«Поэма о Днепре» (1932), «Русские художники», сюита (1944), «Альбом
юного музыканта» (1950) и др.; романсы и циклы песен, в т. ч. 6
романсов, сл. К. Симонова (1941), «Первая любовь», сл. А. Фатьянова
(1943), «Последний вечер», сл. Б.Тимофеева (1945), «Залетная птица», сл.
В. Лифшица (1946), «Новое село», сл. А. Чуркина (удост. Гос. премии
СССР, соч. 1948), «Северный баян», сл. А. Прокофьева (1955) и др.; масс,
песни (св. 30), в т. ч. «Идут коммунисты», «Чайки над Невой», «Побывал я
в Бухаресте», «Морская слава», «Песня о лесорубах» и др.; музыка к
драм, спектаклям, к/ф. и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!